Закрытое мероприятие для ценителей инноваций от Бритиш Американ Тобакко

В минувшие выходные в Шымкенте состоялось закрытое мероприятие от Бритиш Американ Тобакко. Продолжить чтение

«Платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа»

В статье Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивается необходимость опоры на национально-культурные корни, учет национальных традиций, истории. Для этого необходимо создание такой платформы, которая соединит горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

 Ж. Мауленкулов, председатель областного совета ветеранов, поддерживает предложение Елбасы об изменении общественного сознания, чтобы стать нацией сильных и ответственных людей. И рассказывает, насколько активно земляки включились в предложенную Лидером нации идею превращения общественного сознания в сердцевину политической и экономической модернизации.

— На днях группа южноказахстанских историков, краеведов, архитекторов и ветеранов музейного дела презентовала перечень 100 наиболее почитаемых памятников, расположенных на территории нашей области, для включения их в «Сакральную географию Казахстана». Наиболее богатые в этом отношении — Туркестан и Отрарский район, где сосредоточены объекты поклонения и паломничества. Объекты национально-культурного наследия находятся и в других регионах области. В числе наиболее популярных в мире — мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, музей-мавзолей Рабии Султан Бегим, подземная мечеть Хильвет, восточная баня XVI-XVIII веков. Часть из них уже давно вошла в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, из значимых объектов ЮКО предложено включить в «Сакральную географию Казахстана» мемориал «Касирет», расположенный в Шымкенте в Лисьей балке, где в годы сталинских репрессий происходил массовый расстрел осужденных по политическим мотивам. К сожалению, в Казахстане немало мест, связанных с политическими репрессиями: в одних местах расстреливали, в других — отбывали наказание.

Какие из предложенных нами объектов войдут в «Сакральную географию Казахстана», о необходимости создания которой писал в статье Глава государства, покажет время. Но то, что на сакральной карте будут объекты ЮКО, нет сомнения. Надо признать, что Южный Казахстан — это край с богатейшей духовной историей, которая носит общенациональный характер. На огромной территории нашей страны есть святые для народа места. Но нам необходимо, как к этому призывает Елбасы, создать единое поле, цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников, которые «образуют каркас нашей национальной идентичности». И мы можем стать одной из духовных цепочек.

Такой подход к модернизации общественного сознания впервые происходит в истории независимого Казахстана. Он предполагает «образовательную подготовку каждого казахстанца по роли и месту этого культурно-географического пояса», как подчеркнул Н. Назарбаев. А внутренний и внешний туризм найдут опору в символическом наследии народа.

В этом году акимом области был проведен форум известных земляков, которые, уехав из Южного Казахстана, не потеряли связь с малой родиной. Предприниматели вкладывают свои деньги в строительство социальных объектов, ученые занимаются разработкой инновационных технологий, которые предназначены для нашего региона. Лидер нации в своей статье призывает поддерживать подобные инициативы. Он назвал патриотическую программу «Туган жер». В нее мы включаем понятие малой родины.

Тут не лишним вспомнить и акцию, проведенную в свое время в нашей области под названием «С любовью — в Казахстан!», когда в ЮКО съехались со всех уголков мира наши бывшие соотечественники, люди разных национальностей. Они не прерывают связи с Казахстаном, выступая за рубежом нашими полномочными представителями. Созданные казахские этнокультурные центры, совместные казахов и жителей той страны, где проживают наши соотечественники, общества занимаются продвижением нашей культуры, литературы, искусства, традиций. Дни Южно-Казахстанской области прошли в Австрии, обмен делегациями постоянно происходит с Узбекистаном, Таджикистаном. Эти встречи обогащают разные культуры, укрепляют связи между народами, открывают новые возможности для сотрудничества в разных сферах нашей жизни.

Предложение Елбасы направить внимание общества на современность, на реализацию проекта «100 новых лиц Казахстана» нашло среди южноказахстанцев горячую поддержку. На сайте «Новые лица» уже появились имена тех, кто внес огромный вклад в развитие нашей страны и достоин, чтобы его имя осталось в истории независимого Казахстана. Это люди разных возрастов и национальностей, чьи конкретные истории рассказывают об участии в создании современного развитого Казахстана. Наша страна богата такими людьми, поэтому необходим не только общенациональный проект «100 новых лиц», но и региональный.

Процесс модернизации общественного сознания — долгосрочный. У Казахстана появилась возможность через обновленное сознание самим построить свое будущее. И этой возможностью он пользуется.

Л. КОВАЛЕВА

 

История и современность

Лекцией профессора А. Подушкина открылся в Туркестане национальный проект QALAM

На протяжении столетий наша страна и Центральная Азия в целом были местом взаимодействия идеологий, религий и культур, оставивших большой след в судьбе народов в их уникальном разнообразии. Связующее звено между западом и востоком, севером и югом, место встречи народов, идей и товаров. Центральная Азия повлияла на соседние регионы и культуры — от Индии, Ирана и Китая до исламских халифатов, Османской империи и России.

Коллеги.

Хотя описание исторических событий одновременно зародилось в разных регионах мира, в исторической науке доминируют понятия и конструкции, выработанные прежде всего на материале Западной Европы. Нации, этносы, феодализм, архаика, средние века, модерн… Насколько эти термины, пришедшие к нам в сущности из другой цивилизации, пригодны для описания прошлого Казахстана, Японии или Китая? К тому же в них остро чувствуется колониальный привкус. Условно говоря, евровзгляд в описании мира по сей день остается господствующим. История, рассказанная из Лондона, Парижа или Москвы, все еще доминирует в массовых представлениях не только в Европе или США, но и в Азии или Африке. Ограниченность господствующих подходов очевидна многим ученым мира.

Ю. Дорохов.

«Мы попытаемся изменить эту колониальную призму, — сказал руководитель проекта Ю. Дорохов. — Представим новый взгляд на прошлое в контексте как внутренних, так и всемирных событий и процессов. Наука не знает границ. В нашем проекте участвуют исследователи из разных стран, включая Казахстан, США, Канаду, Великобританию и Россию. Соблюдая все общепринятые научные стандарты, мы тем не менее стремимся подавать наши истории увлекательно, используя разные жанры, форматы и способы. В конце концов история появилась как занимательный рассказ о прошлом и долго сохранялась в эпосах, балладах, сагах, былинах и кюях. Мы к этой традиции относимся с почтением и пониманием. История — это интересно. Qalam.global доступен на казахском, русском и английском. Планируем, что будут и другие языки».

Справка «ЮК»

Александр Подушкин — профессор и директор центра археологии Южно-Казахстанского государственного педагогического университета, доктор исторических наук.

Новый проект в рамках Qalam.global стартовал в Туркестане в библиотеке «Фараб» с лекции А. Подушкина «Государство Кангюй в системе древних цивилизаций Центральной Евразии на Великом Шелковом пути».

Исследованию государства Кангюй на территории Казахстана А. Подушкин посвятил более полувека своей научной и полевой деятельности. Он считается ведущим в мире специалистом по истории Кангюя. За его плечами — сотни археологических экспедиций, научных работ, публикаций. Это первооткрыватель письменности этого государства.

«Государство Кангюй, — рассказывает профессор А. Подушкин, — древнее политическое образование на территории Южного Казахстана. Оно располагалось на северной ветви Великого Шелкового пути и играло большую роль во взаимоотношениях между империями номадов и мощными государствами Евразии в первых веках до нашей эры.

Задача моей лекции — перед очень разнообразной аудиторией в Туркестане в краткой форме осветить всю известную на сегодня информацию об этом удивительном политическом объединении. В популярной форме осветить практически все факторы: письменные источники и историю, археологию, антропологию, материальную и духовную культуру, религиозно-идеологические представления, искусство, экономику, хозяйство, быт и кангюйское письмо. Наконец — государственное, социальное устройство, политическую роль Кангюя на Великом Шелковом пути в череде империй древней Евразии. Это огромный блок уникальной исторической, археологической и другой научной достоверной информации, о которой большинство из слушателей вряд ли знало ранее. Но которая исключительно важна для понимания огромной позитивной роли и цивилизационного вклада Кангюя в историю Казахстана. Учитывая, что аудитория проекта не студенты-историки и ученые, лекция специально разработана в максимально доступной для любого образованного человека форме и подкреплена обширным иллюстративным материалом».

Справка «ЮК»

Государство Кангюй (IV век до н.э. — IV век н.э.) контролировало регион между рекой Талас и низовьями реки Чу до низовий
Сырдарьи и Хорезма.

Основные археологические работы по теме уже несколько десятилетий ведутся на могильниках Толебай тобе-3. Группа захоронений на впадении реки Бадам в Арысь известна с 80-х годов прошлого века. У поселка Караспан на левом берегу Бадама и надпойменной террасе находится порядка 60-70 курганов. Это катакомбные погребения, связанные с историей и культурой Кангюя. От кангюйцев остался и ряд оседлых поселений. Раскопки городища Культобе на территории Туркестанской области в 2006 году позволяют отождествить культуру кангюйцев со скифской. Кангюйцы, являвшиеся потомками ираноязычных саков, были в дальнейшем ассимилированы тюркскими племенами, пришедшими с востока Евразии, и составили ранний тюркоязычный пласт оседлого населения Средней Азии.

«Полученные в результате раскопок материалы, — сказала научный сотрудник ЦА ЮКГПУ Г. Стамкулова, — обрабатываются и передаются в музеи нашей области и других регионов. Были открыты три катакомбы, обнаружено много керамики. Целые сосуды, изготовленные мастерами древности на быстром гончарном круге с традиционным для Кангюя набором декора (рифлением), предметы быта, пряжки. Отлично реконструирован обряд погребения. Обнаружены новации, ранее не встречавшиеся: пол погребальной камеры выложен фрагментами битой керамической посуды. На них уложены костяки. В одном погребении — пожилая женщина в деревянном катафалке. Как подстилка использованы плетеные камышитовые маты. Ритуальные сосуды, связанные с культом огня, ножи».

В результате исследований нескольких полевых сезонов ученые получили достаточно полное представление о том, как хоронили людей более двух тысяч лет назад. Материалы этих раскопок уже обработаны и подготовлены к публикации. Часть передана в Центральный музей РК, часть размещена в демонстрационном зале центра археологии ЮКГПУ.

Городище Культобе у села Сарыарык на реке Арысь исследуется археологами более 35 лет. В историко-культурной зоне озера Кызылколь в Сузакском районе расположены сотни курганов-погребений и крупное поселение. Впервые на территории Казахстана обнаружен каменный храм эпохи Кангюй.

Г. Стамкулова.

«Это уникальное место, — говорит А. Подушкин. — Каждый сезон мы находим фрагменты или целые тексты прото-согдийской письменности на керамике. Арамейский алфавит с использованием неизвестных науке диаграмм. Это один из диалектов древнего иранского языка. В этом году нашли еще два фрагмента с 90 знаками по три и семь строк. Тексты давно дешифрованы, но каждый сезон обнаруживаются новые варианты: с разным шрифтом, разного размера. Хотя это однозначно одно письмо — справа налево, сверху вниз. Знаки наносились на сырую глину, линовались пальцем, покрывались ангобом или формировались в символическую рамку. Назначение кирпичей с текстами пока неясно. Скорее всего, это лекальные кирпичи, формирующие верх арки, или закладные, укладываемые в основание зданий».

В 2020 году археологи обнаружили целый текст, расшифрованный как запись об основании города государства Кангюй на землях номадов. В тексте зафиксировано историческое событие: правители Самарканда, Бухары, Кеша (Карши), Чача прибыли в этот город с сокровищами — подарками владетелю. Возможно, это были послы с подарками.

«Символично, что большой общественно значимый национальный проект стартует именно из Туркестана, — говорит первый заместитель акима Туркестанской области З. Жолдасов. — Духовной столицы тюрок, знакового места для казахов. Мы с удовольствием передаем эстафету Шымкенту и надеемся, что это не последняя встреча жителей области с историей».

Организаторы исторического лектория в городах Казахстана говорят, что такой формат востребован аудиторией. В Астане и Алматы ученые выступают довольно часто и собирают большие залы. Остальные города страны вниманием не избалованы.

«Поэтому свою первую лекцию, — сказал Ю. Дорохов, — мы проводим в Туркестане, следующую — в Шымкенте. С юга Казахстана начинается активное продвижение исторических знаний в массы. Не случаен и выбор темы. Государство Кангюй имеет прямое отношение к ранним этапам этногенеза современного казахского народа».

Отечественные ученые считают, что такие важные ментальные качества казахов, как этносоциальная терпимость, интернационализм, закладывались именно в земледельческо-скотоводческом укладе полиэтнического общества Кангюй. Этот социум продемонстрировал почти шестисотлетний позитивный опыт сосуществования такого сложного социального симбиоза в историко-культурной, политической и экономической сферах.

QALAM — новый мультимедийный проект, посвященный истории и культуре мира, как они видятся из Казахстана и Центральной Азии, пройдет по городам страны.

 

Игорь Лунин
фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

В Туркестанской области активизировалась мошкара

 

Владимир Привалов
фото и видео из открытых источников

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

')"> -->

На водоемах Туркестанской области началась масштабная дезинсекция против комаров и мошкары.

Основные районы, где насекомые досаждают не только людям, но и животным, — Отрарский, Шардаринский, Жетысайский и Мактааральский.

Местные жители считают, что виной является Коксарайский контррегулятор. Однако ученые говорят, что на увеличение и распространение мошкары влияют изменения режима реки Сырдарьи и перепад температуры.

Химобработке подлежат 350 км русла Сырдарьи. Опрыскивание проводится с привлечением малой авиации и спецтехники.

 

Владимир Привалов
фото и видео из открытых источников

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

В центре Шымкента течет глиняная река

В самом центре Шымкента произошел мощный прорыв.

Поток воды устремился с перекрестка улиц Иляева и Казыбек би в сторону проспекта Тауке хана.

В диспетчерскую ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» сообщений о прорыве не поступало.

По предварительной информации, прорвала городская теплотрасса. Это видно и по цвету воды, которая подкрашивается тепловиками.

 

Владимир Привалов
Видео автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Алтыншокы — загадочный камень Тимура

Во время исследований Улытау сделано немало историко-археологических открытий, которые позволили представить более четкую картину прошлого одного из ключевых регионов Казахстана.

Основной слушатель — молодежь.

При всей важности и значимости открытий, осуществленных в прошлом, качественно новым и принципиально важным с точки зрения изменения научных представлений о месте и роли Улытау в истории не только Казахстана, но и Евразийского континента в целом является раскрытие историко-культурного контекста комплекса сопки Алтыншокы, связанного со знаменитым походом Амира Тимура против хана Золотой Орды Токтамыша в 1391 году.

Именно об этом шла речь в докладе в рамках проекта «Лекторий QALAM» в Шымкенте, где известный казахстанский археолог и исторический реконструктор Э. Усманова рассказала о тайнах, которые хранит древний Улытау.

В первой четверти XV века Низам-ад-дин Шами в «Зафар-наме» («Книге побед»), рассказывая о походе Амира Тимура против хана Токтамыша, отметил: «В пятницу достигли Улук-дака. Тимур взошел на вершину горы, осмотрел (местность — авт.) (это была — авт.) степь, и в степи — пустыня. Он остановился там на тот день и приказал, чтобы все воины принесли камни и построили там высокий знак. Каменотесам он приказал изобразить на нем высочайшее имя и дату этих дней, дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе».

Позже, в середине XV века, Шереф-ад-дин Али Йезди вслед за своим предшественником в книге с таким же названием отмечает, что по приказу Тимура «воины принесли камни и на том месте поставили высокий знак вроде маяка. Искусные каменотесы начертали на нем дату тех дней, чтобы на лице времени осталась памятка».

Шереф-ад-дин Али Йезди не просто повторил своего предшественника, он дал ключ к пониманию глубинной сути того, что сделали воины по приказу Тимура. Этот ключ к разгадке тайны сопки Алтыншокы удалось подобрать. И этим ключом явилось слово «маяк».

Место остановки войска Тимура.

«Нами было обосновано суждение, что на сопке Алтыншокы отсутствовали металлоплавильные печи или печи по обжигу кирпичей, на которые в свое время указывал знаменитый казахстанский геолог Каныш Имантаевич Сатпаев. Отталкиваясь от характера, содержания и формы надписи на камне, сделанной по приказу Тимура, опираясь на ее двуязычие, исходя из дуальности мировоззрения Тимура, в котором причудливым образом сочетались мусульманство и шаманизм, мы выдвинули и квалифицированно обосновали следующий вывод: на вершине сопки Алтыншокы было устроено теплотехническое сооружение для зажигания огромного костра, который символизировал собой маяк-минарет, указывающий путь верующим», — рассказала Э. Усманова.

Археолог Э. Усманова.

Были высказаны смелые предположения о том, что огонь выступил в роли прорицателя будущей победы Тимура над Токтамышем.

«Сам же султан Турана Тимур просил прощения у Всевышнего за то, что поднял «меч ислама» против потомков Чингизхана.

Конечно же, поклонение родовой горе — это элемент традиционного монгольского культа поклонения духам гор, который существовал в ритуальной жизни времен Чингизхана», — подчеркнула реконструктор.

Подводя итоги своим изысканиям, Э. Усманова сделала акцент на следующем выводе: «В исторической сущности памятника проявился синкретизм, сложившийся в ритуально-культовом пространстве народов Центральной Азии, в котором уживались и, надо сказать, до сих пор уживаются доисламские верования и ислам».

По мнению Эммы Радиковны, это общекультурное явление сочетает разнородные культовые положения разных религиозных традиций.

Три главных составных элемента комплекса Алтыншокы — курган, огонь, камень с надписью — оказались «вписанными» волею Амира Тимура в пространство Улытау. Он действительно оставил загадку на вершине сопки Алтыншокы.

Это удачно составленная метафора в культурном тексте со своими знаками-символами и иным подтекстом, чем она фиксируется первоначально.

СПРАВКА «ЮК»

Эмма Радиковна Усманова — известный казахстанский археолог и исторический реконструктор. Ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова. Научный сотрудник ряда казахстанских и зарубежных высших учебных заведений.

Э. Усманова констатировала, что «воспоминание об этом походе, оставленное на лице времени» в 1391 году на сопке Алтыншокы в далекой от Самарканда степи, в Улытау, и сохранившееся до современности, является большой удачей. Удачей в том смысле, что исследование этой проблемы вновь и вновь дает основание считать, что Улытау занимает ключевое место не только в истории Казахстана, но и Центральной Азии в целом.

Камень с надписью Тимура.

«Важное место принадлежит проблеме разработки места и роли Улытау в истории Казахстана сквозь призму места и роли Тимура в геополитическом раскладе той эпохи. Здесь важно исследовать следующие темы: Улытау как центр транзитного пути с юга на север Евразийского континента, при этом необходимы исследования как в историко-археологическом, так и историко-культурном, военно-политическом аспектах; место и роль текста надписи в формировании и структурировании научной информации о походе Тимура против Токтамыша, в частности, о военных кампаниях эпохи Тимура в целом; выявление роли и значения беспрецедентных по своему характеру, содержанию и направленности действий Тимура, связанных с организацией комплекса на сопке Алтыншокы в формировании научных представлений о религиозных, философских, мировоззренческих, военных, политических, культурных и других основаниях цивилизации, связанной с именем Тимура; Улытау как многоплановый географический, территориальный, транзитный, культурно-религиозный фактор в истории взаимоотношений Золотой Орды и Мавераннахра», — подчеркнула во время лекции Э. Усманова.

* * *

Таким образом, по мнению ученых, в карательном походе против хана Золотой Орды Токтамыша в 1391 году через Дешт-и-Кыпчак воины Тимура сооружают на вершине сопки по его приказу теплотехническое сооружение в виде кургана, предназначенное для зажигания и поддержания сильного огня, который имел ритуальное значение.

Каменотесы тех дней высекают письменное свидетельство о походе на камне, установив его у подножия кургана. И войско двигается дальше — вперед к победе над Токтамышем. Знак Тимура «на лице времени» сохраняется до наших дней на сопке Алтыншокы в улытауской степи как символ того сложного и противоречивого времени, когда синкретизм культуры определял многие поступки лидеров исторического процесса.

В 2018 году в честь 20-летия столицы Астаны была построена аллея «Улытау». Это подарок жителей Карагандинской области главному городу страны. В ней были инсталлированы копии исторических памятников Улытау. Среди них — копия знаменитого камня Тимура.

 

 

Владимир Привалов

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

«Этот день мы приближали как могли…»

Хроника жизни в глубоком тылу в годы Великой Отечественной войны в документах и воспоминаниях. И о том, кого приняла наша область после 22 июня 1941 года

Женщины научились водить трактор…

Наш путь в Берлин начался уже 22 июня 1941 года, а закончился водружением Знамени Победы над рейхстагом 30 апреля 1945-го.

Простой народ верил и не верил, что будет война. Ведь между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении. Гитлер должен был сдержать свое слово! И не нападать на СССР! Не сдержал, фашист…

И началась война 22 июня 1941 года.

Путь к Победе был полон жертв, потерь близких, но и мужества, преодоления трудностей, которые оказались под силу советским воинам, труженикам тыла — старикам, женщинам и детям, взвалившим на свои плечи тяготы войны вдали от фронта.

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о создании «для руководства эвакуацией населения, учреждений военных и иных грузов и оборудования предприятий и других ценностей» Совета по эвакуации при СНК СССР. Позже было принято дополнительное постановление по созданию управления по эвакуации населения.

Что же в это время происходило в глубоком тылу, в котором оказались Чимкент и районы области?

22 июня на Чимкентском химфармзаводе прошел митинг, на котором рабочие объявили себя мобилизованными на войну. Вот что сказала транспортерщица Надеина: «Мы не будем рабами. Я призываю всех женщин, работающих в цехах, немедля взяться за изучение всех агрегатов, чтобы мы могли во всякое время заменить наших товарищей — мужчин».

5 августа Чимкентский облисполком принял решение «О подготовке женских кадров на автотранспорте для замены мужчин, призванных в Красную Армию». Руководители автохозяйств должны были подготовить без отрыва от производства женщин-водителей автомашин третьего класса, автослесарей, автоэлектриков и шинорабочих.

Через три дня бюро областного комитета КП(б) Казахстана заслушало отчет Чимкентского горкома партии «О выполнении решения ЦК КП(б) Казахстана «О работе хозяйственных организаций по обеспечению основными кадрами предприятий и учреждений из числа женщин для замены призываемых в Красную Армию» (Государственный архив общественно-политической истории Туркестанской области, бывший партархив, фонд №40).

Женщины пошли учиться на трактористок, железнодорожников, свинцевиков… Если на 1 июля 1941 года в Чимкенте на основных предприятиях и учреждениях работали 2 398 женщин, то к 20 октября — уже 2 955. На производство пришли 557 бывших домохозяек. По инициативе жен рабочих и командиров производства железнодорожной станции Арысь были организованы четыре женские бригады по обслуживанию проходящих поездов.

…выпускали продукцию для фронта

Свыше ста женщин совхоза «Пахта-Арал» стали трактористками: «Мой муж и брат служат танкистами в Красной Армии, — сказала стахановка Напиденина, — научившись управлять трактором, я, если надо, пересяду на танк».

Среди жен шахтеров Ленгера развернулось движение за овладение профессией. 27 бывших домохозяек уже работали в шахтах, на плитах и моторах.

В Чаяновской МТС на курсах трактористок обучались 103 девушки-казашки, 167 — на курсах шоферов.

В промышленности женщины составляли 40%. Этот результат был достигнут в первые месяцы войны.

Но в нынешней публикации речь пойдет не только об этом, хотя привести примеры, что происходило уже в первые месяцы, было необходимо: с первого дня объявления войны люди работали для фронта и для Победы. Победа ковалась в тылу и с теми, кто здесь жил, и с теми, кто прибыл к нам с людскими ресурсами и оборудованием демонтированных крупных предприятий из приграничных областей СССР.

В Чимкенте к началу войны проживали 74 тыс. человек. В первые месяцы войны в город и область прибыли 61 150 эвакуированных. В августе 1941 года стали прибывать первые эшелоны из Одессы, Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону, Новгорода, Могилева, Калинина, Запорожья, Каменец-Подольска, Ворошиловграда, Борисова. Только 13 августа 1941 года эшелон доставил в Чимкент 86 семей (256 человек), 19 августа — еще 50 семей (количество человек не указано). Все они прошли через санпропускники и бани. Эти сведения зафиксированы в документах фонда №83 Государственного архива Туркестанской области — облгосархив.

По данным этого же фонда, с июля по декабрь 1941 года «в Чимкенте были размещены восемь тысяч эвакуированных, несколько тысяч бойцов, командиров и жен военнослужащих».

Сразу же, как только стало известно об эвакуации в Казахстан жителей из европейской части СССР, Чимкентский горисполком принял постановление «О расквартировании и обеспечении питанием семей эвакуированных из фронтовой полосы в связи с войной против фашистов». Своим решением горисполком создал комиссию и возложил ответственность на отдельных работников по вопросам обеспечения помещениями, питанием, баней, транспортом, торговлей, медобслуживанием, организацией детсадов и яслей. Для размещения прибывающих решено было освободить общежития студентов (тот же фонд №83).

Но в Чимкент все прибывали и прибывали эвакуированные, это обстоятельство заставило горисполком для обеспечения прибывающих жильем и улучшения бытовых условий семей красноармейцев и военнослужащих принять решение «О мероприятиях по использованию жилой площади в г. Чимкенте». В этом решении была установлена жилищно-санитарная норма во всех жилых помещениях города — 5 квадратных метров на человека. Излишки изымались для вселения эвакуированных и членов семей красноармейцев к неудовольствию некоторых граждан. И это стоит признать (фонд №83).

А потом стали прибывать рабочие из разных областей СССР вместе с оборудованием заводов. Всех надо было устроить.

Чугуевская авиационная школа.

Вот короткая хроника.

18 октября 1941 года из Харькова прибыло оборудование фабрики «Красный зеркальщик» — его разместили в здании швейной мастерской индпошива.

В этом же месяце — из Киева химико-фармацевтический завод им. Я. Свердлова, который обосновался на территории Чимкентского химфармзавода.

10 ноября прибыла первая очередь оборудования Харьковской чулочной фабрики — ей передали помещение общежития авиаотряда.

В этом же месяце начало прибывать оборудование литейно-прокатного завода им. 25-летия ВЛКСМ из Подольска Московской области. Под него были выделены промышленные площадки свинцового завода.

Прибывало оборудование и в 1942 году: завод «Расткаучук», Воронежский станкостроительный завод — всего в Чимкент было эвакуировано оборудование 26 крупных промышленных предприятий из приграничных областей СССР. Промышленные площадки рассчитывали для них ученые эвакуированной в Чимкент Академии архитектуры СССР. Промышленные предприятия заработали в основном в 1943 году. Но уже в 1942-м выдали промышленной продукции более чем на 115 млн. рублей (фонд №40, партархив). К середине 1943 года рабочие и служащие Чимкента приобрели облигации второго государственного военного займа на 12 379 000 рублей, что составило 188% контрольного задания, 146,7% — от зарплаты (фонд №83).

Архитекторами по решению горисполкома были разработаны проекты упрощенных зданий для эвакуированного населения Чимкента в районе радиостанции. В области было открыто восемь госпиталей для лечения раненых бойцов Красной Армии.

Разместили и прибывших из разных областей воспитанников детских домов.

Разместили в Чимкенте и области Чугуевскую авиашколу, прибывшую из Харьковской области. Была сформирована 102-я стрелковая дивизия.

Давайте «пройдемся» по некоторым решениям местной власти, чтобы понять, какая нагрузка легла на ее плечи. И как она с ней справлялась. Речь – об эвакуированных.

3 января 1942 года в Чимкент прибыла группа старых большевиков и персональных пенсионеров, эвакуированных из Москвы — всего 42 человека, из них с дореволюционным партийным стажем — семеро. Большинство из них устроено в квартирах по улице Советской, 29 (фонд №93 облгосархива).

4 февраля 1942 года горисполком рассмотрел вопрос «Об устройстве безнадзорных и эвакуированных детей с прифронтовой полосы». В своем решении он обязал «для приобретения одежды и обуви отпустить 1 500 рублей» (фонд №83).

Принято решение облисполкома: «В связи с прекращением эвакуации населения с прифронтовой полосы реорганизовать эвакопункты с 26 февраля 1942 года». Но вопросы размещения эвакуированных тем не менее остались.

Есть несколько решений, связанных с поддержкой семей военнослужащих. В Чимкенте находились 13 679 семей — это 32 536 человек (фонд №11, партархив).

В апреле 1942 года был организован месячник господдержки семей военнослужащих. Материальную помощь получили 1 967 семей. Деньгами — 30 тыс. рублей, продуктами питания — 388 кг, обувью — 153 пары, одеждой — 1 678 шт., трикотажем — 1 596 шт., посудой — 560 шт., керосином — 370 л, мануфактурой — 261 метр, огородами — 1 700 семей по 300 кв. метров» (фонд «83).

В сентябре постановлением бюро обкома партии и облисполкома решено было провести еще один месячник помощи семьям военнослужащих с 10 сентября по 10 октября 1942 года (фонд №121, облгосархив).

К 10 октября 1942 года во время месячника помощи семьям военнослужащих было собрано и роздано продуктов питания — 28 717 кг, вещей, обуви и одежды — 18 813 шт., денег — 195 555 рублей, а также хозяйственных предметов (мебель, посуда и т.д.), (фонд №11, партархив).

В этом же году в Чимкент «прибыли еще 700 семей красноармейцев, им было выделено 700 квартир, 840 семей улучшили свои жилищные условия» (фонд №121). В этом же фонде есть информация, что к октябрьским праздникам 1942-го был открыт специальный магазин для семей красноармейцев, в котором организована бесперебойная продажа хлеба, муки, кондитерских изделий, мыла, соли и др., а также открыт отдел по продаже промышленных товаров. Открыто 19 столовых.

«В дни октябрьских праздников было роздано 2 500 подарков детям красноармейцев. Женсовет горисполкома помог 33 семьям красноармейцев 2 463 рублями, прикреплено к столовым 850 семей», — информация из фонда №121.

«На Чимкентской чулочной фабрике для семей фронтовиков были изготовлены 1 200 пар чулок, 300 трикотажных изделий. Выделено 800 кг овощей, произведен ремонт 22 квартир. Бригады жен фронтовиков ездили в Ленгер на заготовку топлива. Делали брикеты. На фабрике был создан специальный топливный фонд в 32 тонны», — пишет «Правда Южного Казахстана от 15 октября 1943 года.

Привела публикацию в нашей газете, несколько постановлений, решений, в которых рассказывается, как помогали семьям красноармейцев пережить нелегкое время в тылу, когда их близкие сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Идеальных условий проживания для всех эвакуированных во время войны предоставить было невозможно. Кто-то старался создать приемлемые условия, а кто-то, стоит сказать об этом прямо, наживался. Разберемся.

6 июля 1941 года (N ГКО-37 сс) был принят документ «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции». Это военная цензура, которая возлагалась на несколько ведомств. Специальные товарищи читали письма на фронт и с фронта, на которых после перлюстрации ставился штамп «просмотрено военной цензурой». Жалобы, обнаруженные в письмах, анализировали и отправляли властям для принятия мер. В Государственном архиве Туркестанской области можно ознакомиться с этой перепиской.

Вот одна из докладных записок, датируемая октябрем 1943 года, №651, направленная под грифом «совершенно секретно» лично председателю облсовета депутатов трудящихся. В ней: «Сведения для принятия соответствующих мер. Сообщаем жалобы, выявленные в личной переписке семей военнослужащих о плохих материально-бытовых условиях жизни, неполадках в работе, а также о неправильных действиях руководителей местных партийно-советских организаций».

…и работали на полях.

Приведу фрагменты некоторых писем.

«…Следуя твоим настойчивым просьбам, пишу о результатах писем твоего начальства в облсовет. Я тебе уже в одном письме писала, что по этому письму ничего не сделано. Положение такое, что с первым дождем вновь начнем ставить и расставлять по квартире посуду, так как крыша течет, а в кухню войти нельзя, она обвалится… Теперь о топливе. У меня нет ни уголечка. В облсовете мне сказали, что топливом они не располагают, чтобы я даже не имела надежды получить его», — письмо было направлено из Чимкента с ул. Свердлова, 12, мужу на фронт.

«Мы получали обеды в детстоловой, немного я приносила из своего питания, и все были не голодны. И мама стала поправляться. А теперь снова голод. Ведь мы не на твоем иждивении. Комиссар даже слушать не хочет, чтобы дать пропуск в столовую хотя бы на детей… Живем в прежней квартире. Издевательства со стороны хозяйки продолжаются с прежней силой, даже больше. Крыша течет очень сильно, менять квартиру негде», — письмо из Чимкента с ул. Советской, 87.

Конечно, эти письма не дошли до фронта: советский воин должен бить врага, не думая о том, что его семья живет в плохих бытовых условиях, ей не хватает элементарного — хлеба. Сотрудники соответствующих служб указывали местной власти на непорядок, обязывали принять меры.

Но одно дело, когда протекает крыша, и совсем другое, когда люди не получают причитающегося им по закону ХЛЕБА.

«Несмотря на то, что я жена красноармейца, два раза эвакуировалась, я получаю с детьми по 200 г хлеба. А так как нечем печь хлеб, выдают по 120 г муки и больше ничего… Защищай Родину честно за такую норму хлеба, как нам дают. Я писала прокурору о такой норме, но пока ответа нет», — письмо послано на фронт из с. Ванновка Тюлькубасского района.

Какие еще хлебные карточки были в области во время войны? Дневная норма — 240 г мукой на одного рабочего и служащего.

Эвакуированным и семьям военнослужащих, неработающим, выдавали по 120 г муки в день на человека. Но все ли было безупречно в этом вопросе? Увы. Немногие рассекреченные документы свидетельствуют, что совесть у некоторых, находящихся на распределении хлеба, отсутствовала. В одном из документов облархива приводятся результаты проверки работы Балакчинского сельпо в 1943 году. В справке отмечается, что «за февраль и март почти ничего не было выдано. За апрель выдано всем по 240 г.

Ненормальное снабжение хлебом в сельпо объясняют, что они полностью недополучили наряды от вышестоящих торгующих организаций». Однако, выяснилось, что все-таки «имело место злоупотребление своим положением руководством сельпо. У себя на квартире они устраивали пьянки, допускали грубости». В докладной на имя руководства области сообщается о происходящем в Балакчи и «о дальнейшем расследовании дела со стороны областного прокурора с привлечением виновных к уголовной ответственности». Под документом стоят подписи начальника управления НКНБ майора госбезопасности и начальника второго отдела НКГБ капитана госбезопасности (фамилии неразборчивы).

1 мая 1945 года наша газета писала, подводя итоги того, что сделало сельское хозяйство области за годы войны:

«Колхозы Чимкентской области дали стране 2 млн. пудов мяса, 800 тыс. литров молока, 100 тыс. крупных кож и более миллиона овечьих и козьих. Совхозы области слали фронту и тылу 44 тыс. 80 пудов шерсти, 294 280 литров молока, 293 тыс. пудов мяса, 2 млн. 120 тыс. пудов хлеба.

За четыре года войны область дала государству в два раза больше мяса, больше молока и на 20% больше зерна, чем за четыре предвоенных года».

И все это, отказывая себе во многом, было произведено для фронта, для Победы. И день Великой Победы наступил 9 мая 1945 года.

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу Государственного архива Туркестанской области, и Е. Тимофееву, сотрудницу Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области (партархив)

 

Людмила Ковалева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!