Закрытое мероприятие для ценителей инноваций от Бритиш Американ Тобакко

В минувшие выходные в Шымкенте состоялось закрытое мероприятие от Бритиш Американ Тобакко. Продолжить чтение

«Платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа»

В статье Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивается необходимость опоры на национально-культурные корни, учет национальных традиций, истории. Для этого необходимо создание такой платформы, которая соединит горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

 Ж. Мауленкулов, председатель областного совета ветеранов, поддерживает предложение Елбасы об изменении общественного сознания, чтобы стать нацией сильных и ответственных людей. И рассказывает, насколько активно земляки включились в предложенную Лидером нации идею превращения общественного сознания в сердцевину политической и экономической модернизации.

— На днях группа южноказахстанских историков, краеведов, архитекторов и ветеранов музейного дела презентовала перечень 100 наиболее почитаемых памятников, расположенных на территории нашей области, для включения их в «Сакральную географию Казахстана». Наиболее богатые в этом отношении — Туркестан и Отрарский район, где сосредоточены объекты поклонения и паломничества. Объекты национально-культурного наследия находятся и в других регионах области. В числе наиболее популярных в мире — мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, музей-мавзолей Рабии Султан Бегим, подземная мечеть Хильвет, восточная баня XVI-XVIII веков. Часть из них уже давно вошла в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, из значимых объектов ЮКО предложено включить в «Сакральную географию Казахстана» мемориал «Касирет», расположенный в Шымкенте в Лисьей балке, где в годы сталинских репрессий происходил массовый расстрел осужденных по политическим мотивам. К сожалению, в Казахстане немало мест, связанных с политическими репрессиями: в одних местах расстреливали, в других — отбывали наказание.

Какие из предложенных нами объектов войдут в «Сакральную географию Казахстана», о необходимости создания которой писал в статье Глава государства, покажет время. Но то, что на сакральной карте будут объекты ЮКО, нет сомнения. Надо признать, что Южный Казахстан — это край с богатейшей духовной историей, которая носит общенациональный характер. На огромной территории нашей страны есть святые для народа места. Но нам необходимо, как к этому призывает Елбасы, создать единое поле, цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников, которые «образуют каркас нашей национальной идентичности». И мы можем стать одной из духовных цепочек.

Такой подход к модернизации общественного сознания впервые происходит в истории независимого Казахстана. Он предполагает «образовательную подготовку каждого казахстанца по роли и месту этого культурно-географического пояса», как подчеркнул Н. Назарбаев. А внутренний и внешний туризм найдут опору в символическом наследии народа.

В этом году акимом области был проведен форум известных земляков, которые, уехав из Южного Казахстана, не потеряли связь с малой родиной. Предприниматели вкладывают свои деньги в строительство социальных объектов, ученые занимаются разработкой инновационных технологий, которые предназначены для нашего региона. Лидер нации в своей статье призывает поддерживать подобные инициативы. Он назвал патриотическую программу «Туган жер». В нее мы включаем понятие малой родины.

Тут не лишним вспомнить и акцию, проведенную в свое время в нашей области под названием «С любовью — в Казахстан!», когда в ЮКО съехались со всех уголков мира наши бывшие соотечественники, люди разных национальностей. Они не прерывают связи с Казахстаном, выступая за рубежом нашими полномочными представителями. Созданные казахские этнокультурные центры, совместные казахов и жителей той страны, где проживают наши соотечественники, общества занимаются продвижением нашей культуры, литературы, искусства, традиций. Дни Южно-Казахстанской области прошли в Австрии, обмен делегациями постоянно происходит с Узбекистаном, Таджикистаном. Эти встречи обогащают разные культуры, укрепляют связи между народами, открывают новые возможности для сотрудничества в разных сферах нашей жизни.

Предложение Елбасы направить внимание общества на современность, на реализацию проекта «100 новых лиц Казахстана» нашло среди южноказахстанцев горячую поддержку. На сайте «Новые лица» уже появились имена тех, кто внес огромный вклад в развитие нашей страны и достоин, чтобы его имя осталось в истории независимого Казахстана. Это люди разных возрастов и национальностей, чьи конкретные истории рассказывают об участии в создании современного развитого Казахстана. Наша страна богата такими людьми, поэтому необходим не только общенациональный проект «100 новых лиц», но и региональный.

Процесс модернизации общественного сознания — долгосрочный. У Казахстана появилась возможность через обновленное сознание самим построить свое будущее. И этой возможностью он пользуется.

Л. КОВАЛЕВА

 

И каково там инвалидам?

В Кентау продолжается противоборство администрации специализированного колледжа для инвалидов с проверяющими и контролирующими органами.

На уроке.

«ЮК» № 30 (20.879) от 12 марта сообщал о результатах проверки с участием сразу нескольких ведомств и последовавших за ней возражениях директора учреждения Р. Аяпбергеновой, представленных прокурору области. Исход разбирательства еще не ясен. Но представители КГУ «Специальный профессиональный колледж» управления координации занятости и соцальных программ Туркестанской области оценивают свои шансы со скромным оптимизмом.

Победители.

Они предъявили суду множество нарушений со стороны проверяющих и нестыковок выявленных санитарными врачами фактов нарушений и формулировок. Однако грамотно проведенная блиц-кампания в СМИ дала результаты и продолжается. Никто теперь не хочет разбираться в хитросплетениях взаимных обвинений проверяющих и проверенных. Себе дороже.

Вот только что с правами 80 особенных детей, права которых были «вопиюще нарушены?» Взрослые господа с суровыми лицами, местами при солидных погонах и должностях решают серьезные проблемы. Инвалиды, ради блага и комфорта которых все это, если верить официальным документам и абстрагироваться от реальности, затевалось, остались за скобками.

Как им живется под прессом постпроверочных телодвижений вокруг их учебного заведения, никто не спрашивает.

А мы взяли и спросили их и их родителей.

Родители в коллеждже.

«Мой сын учится в этом колледже на 1 курсе и только начал привыкать к самостоятельной жизни, — говорит Г. Тохтарова. — За это время никаких отрицательных отзывов с его стороны не было. Ребенку здесь все нравится. Хочу выразить огромную благодарность директору и коллективу колледжа. Очень грамотный психолого-педагогический состав. Каждый месяц здесь проводят различные мероприятия, дети не только учатся, но и весело проводят время, участвуя в различных конкурсах и соревнованиях. Каждый раскрывается по-своему: кто-то поет, кто-то танцует. Если закроют колледж (единственный в Казахстане!), в котором наши особенные дети живут, развиваются, общаются между собой, поддерживают всячески друг друга, получают образование, чтобы в будущем найти свое любимое занятие и знать, что в жизни не пропадут, куда они пойдут? Кто о них так позаботится, как работники нашего колледжа? Просим лишь справедливости по отношению к коллективу и нашим детям прежде всего».

На перемене.

На защиту коллектива встали выпускники, которым здесь помогли освоить нужную востребованную профессию, для которых это не просто учебное заведение, а дом, большая семья, в которой они провели несколько лет.

«Я учился в колледже с 2012-го по 2015 год, — говорит С. Калиев. — Не припоминаю «вопиющих нарушений» наших прав, даже какой-то небрежности со стороны сотрудников. Они здесь днюют и ночуют. В случае необходимости сутками работают и не ропщут. Директор всегда внимательна, не жалеет ни времени, ни сил для студентов. Еда всегда была вкусная и свежая, комнаты в общежитии уютные и чистые. Горжусь своим специальным профессиональным колледжем. Прекратите писать про нас гадости и дезинформировать общество!»

Характерно, что позицию директора, категорически не согласной с результатами прокурорской проверки, поддерживает коллектив колледжа. Вряд ли такое единодушие могло возникнуть в обстановке «грубых нарушений законодательства» и злоупотреблений со стороны администрации.

Полдник.

«На протяжении 15 лет работаю в этом колледже, — говорит Ж. Алаева, — и вижу, какую большую работу выполняет наш коллектив. Сколько усилий руководство прилагает, чтобы жить и учиться здесь детям было лучше. Чего это стоит! Элементарная вообще-то вещь — лифт для инвалидов. Он просто должен был быть в здании с самого начала (был установлен в 2023 году — прим. автора). И не надо говорить, что денег в бюджете на это не было. Острого желания у больших начальников не было! Им не понять, что такое в коляске подняться или спуститься по лестнице. Хотя разве по должности они не обязаны понимать и принимать меры? А по совести? Или она после занятия определенного поста не обязательна? Сегодня у нас кабинеты оборудованы компьютерами, интерактивными досками, мастерские полностью оснащены всем необходимым. Постоянно проводятся мероприятия для учеников, посещение театров, концертов, выезды на природу. Дети участвуют в различных конкурсах — региональных, областных — и получают заслуженные награды. Обретая специальность, успешно работают после окончания колледжа. Выпускники звонят и приезжают в колледж, за советом обращаются. В коллективе обстановка доверительная, товарищеская. Зачем и кому надо все это разрушить?»

«Пятнадцать лет, — говорит председатель ОО «Республиканское общество инвалидов» советник акима г. Кентау Д. Жусупов, — коллектив колледжа и лично директор Роза Аяпбергенова бились за то, чтобы создать особенным детям человеческие условия для обучения и быта. Сколько врагов она нажила, добиваясь того, что положено им по закону, знаю не понаслышке! Что-то не припомню, чтобы прокуратура или кто из власть имущих чем-то всерьез помогли. Теперь со всех сторон навалились: «Освободи место». Для кого так стараются? Думаю, дело в личных качествах объекта давления. Роза — северянка, характера нордического. В наш менталитет так и не встроилась. Говорит в лицо то, что думает. Проблем, с которыми постоянно сталкивается колледж, не скрывает. Это многим не нравится. Да, в учреждении не все идеально, как должно быть. А где идеально? Но здесь я, полтора десятка лет уже, вижу постоянную работу, стремление сделать жизнь детей-инвалидов лучше, дать им профессиональные и психологические навыки социальной жизни. Вижу и результаты этой работы. Посмотрите на студентов. Они активны, общительны, открыты для нового. Какие они изготавливают работы своими руками. Это же великолепно! В колледже целая галерея из таких работ. Сотни грамот, благодарственных писем, призов, привезенных ими с конкурсов и олимпиад. Директор требовательна к персоналу и студентам. Но посмотрите, как все они встали на ее защиту!

В заказном характере проверки у меня сомнений нет. Уж не знаю, кто настолько серьезный вес имеет, чтобы организовать подобный разгром. Да и знать не хочу. Людьми просто надо быть, независимо от занимаемых постов. И в первую очередь о детях думать, а не о том, как начальству угодить».

От себя скажу: то, что происходит вокруг специального профессионального колледжа г. Кентау, очевидцы уже назвали модным словом bullying. Переводится с креативного на межнациональный просто: запугивание или травля.

В данном случае попытки жертвы защищаться действительно нейтрализуются действующей (и действенной) системой круговорота жалоб и обращений граждан в госаппарате. Когда по давно внедренному алгоритму, куда бы ты ни обращался, твоя жалоба будет послана для «проверки изложенных фактов» тому чиновнику, действия которого ты обжалуешь.

«Я категорически не согласна с «нарушениями законности», указанными в справке по результатам проверки, — говорит Р. Аяпбергенова. — Но меня не слышат. Считаю, что в ходе проверки со стороны работников прокуратуры были проявлены предвзятость и необъективность. Доводы, представленные нами в ходе и после проверки, не были приняты во внимание».

Своими руками.

К слову, 5 марта 2024 года Р. Аяпбергенова была на приеме у прокурора области М. Тлеубердиева, где еще раз подробно изложила свои доводы и возражения на акт проверки. Пока это обращение остается без рассмотрения.

14 марта 2024 года неугомонный директор колледжа повторно направила в Генеральную прокуратуру РК заявление с просьбой о приеме Генеральным прокурором либо заместителем. В этом ей было отказано.

«С января 2024 года по настоящее время нарушена нормальная деятельность работы колледжа. Сотрудники и ученики с инвалидностью постоянно находятся в стрессовом состоянии, что сказывается на психологическом климате в коллективе и психоэмоциональном состоянии детей. Действия прокуратуры области нанесли урон имиджу колледжа, моей чести и достоинству и дисредитировали многолетний безупречный труд», — сказала при встрече Р. Аяпбергенова.

Оздоровительные занятия.

Пока бумаги путешествуют по замкнутому кругу, идет судебное разбирательство и продолжается давление на дирекцию колледжа, дети-инвалиды усваивают еще один блок навыков социальной адаптации: «не плюй против ветра» и «бастык всегда прав». Это во взрослой жизни им точно не раз пригодится.

Хотелось бы докричаться: «Остановитесь уже, господа!»

Справка ЮК:

Травля — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого или группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Травлю организует один агрессор, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

В качестве особой формы травли выделяют групповую травлю, травлю начальником, работодателем.

 

Игорь Лунин

фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!